вторник, 19 января 2021 г.

Создание фигурок нанайцев из пластилина для школьного проекта "Посиделки у костра".

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

среднее общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно эстетического цикла № 23

 

 

 

Исследовательская работа

«Создание фигурок нанайцев из пластилина

для школьного проекта "Посиделки у костра"»

 

 

 

Выполнила:

Кулагина Феодосия,

 класса

                                                                                             

Руководитель:

Мартова Тамара Васильевна,

учитель ИЗО

 

Допускается к защите:

__________( Ф. И. О.)__________

«___»____________________2021г.

 

Комсомольск-на-Амуре

2020-2021 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………….………………..……...........3

1. Нанайский народ ................................................................................................4

1.1. Традиционная одежда......................................................................................5

1.2. Традиционная женская нанайская одежда....................................................5

1.3. Традиционная мужская  нанайская одежда...................................................6

2. Изготовление фигурки нанайца.........................................................................7

2.1. Подготовительный этап...................................………………………..……..8

2.2. Тело, ноги и обувь....………………………..……………………….…….....8

2.3. Тело, голова и волосы ……………………………………….....…………....9

2.4. Групповая композиция………………………….……………...………….....9

Заключение……………………………………………………………………......10

Список литературы.................................................................................................11

Приложение……………………………………………………..………………...12

 

 

 

 

 

Введение

Я считаю, что тема изучения национальных традиций  актуальна в наше время. Если мы не будем изучать культуру коренных народов Приамурья, на чьей земле мы живём, мы обделим себя знаниями о том, как жили нанайцы и другие народы. Также, мои фигурки стали частью большого  проекта "Нанайская деревня", воссоздающее традиционное нанайское поселение. А использование пластилина позволяет расширить сферу изучения и точнее передать особенности культуры.

Актуальность: На сегодняшний день большинство художников вновь обращаются к своим традициям, используя пластические виды искусства. Пластилин в этом смысле является удобным и практичным. Ведь скорость выполнения пластилиновой фигурки значительно выше выполнения работы в традиционной технике вышивки, вырезания из дерева.

Цель работы: Создание фигурок нанайцев для школьного проекта "Посиделки у костра".

Задачи работы:

1. Изучить нанайский национальный костюм, охарактеризовать основные особенности.

2. Применить на практике полученные знания для создания фигурки.

Гипотеза: Предположим, что исследование национального нанайского костюма, позволяет создать достоверную фигурку из пластилина.

Объект исследования: Национальный нанайский костюм

Предмет исследования: Фигурка из пластилина  в национальном костюме

 

1.   Нанайский народ

Нанайцы относятся к южной ветви тунгусо-маньчжурской группы народов. Сами нанайцы называют себя хэдени, то есть «люди, живущие в нижнем течении реки». Другое самоназвание — нанай — «человек земли», получило широкое распространение и утвердилось в качестве официального названия (этнонима) народа. Исторически проживают в среднем течении реки Амур, по рекам Сунгари и Уссури. Основная часть нанайцев проживает на территории Хабаровского края в Нанайском, Амурском, Комсомольском, Солнечном, Хабаровском районах, в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в Приморском крае и Сахалинской области, провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. (рис 1)

 Мужчины круглый год охотились на лося, изюбря, медведя, кабана и птицу. Пушного зверя промышляли зимой группами, уходя в тайгу на 2—4 месяца. Женщины собирали дикоросы, обрабатывали кожи и шкуры животных и рыб, шили одежду, обувь, головные уборы, плели циновки, корзинки, сумочки. В случае необходимости охотились и рыбачили. Зимой, когда мужчин не было дома, им приходилось самим прорубать лед, ставить над прорубью укрытия, ловить мешкообразными сетями или удочками рыбу.

Жили оседло в малых селениях, в среднем из одного — пяти жилищ. Более крупных селений — по 10—15 жилищ — было немного.

Нанайцы являются ихтиофагами, то есть употребляют в пищу, главным образом, рыбные продукты. Численность нанайцев в России по данным переписи населения 2002 года составляет 11000 человек, в КНР — около 4500 человек.                                         

 

 1.1   Традиционная одежда

Преобладание того или иного промысла у разных групп нанайцев отражалось в прошлом на материале, употреблявшемся для одежды. Жители притоков Амура, т. е. киле, у которых охота доминировала над рыболовством, одежду делали главным образом из лосиных и оленьих шкур и кож. У насельников долины Амура, где ведущее значение имело рыболовство, изготовлялась,   главным   образом, летняя   одежда   из  рыбьих кож.   Торговля с китайцами способствовала проникновению к нанайцам тканей и одежды китайского происхождения. Значительное распространение эти предметы получили у «верхних» нанайцев,   акани. (рис 2)

Шелковые материи, дорогие китайские халаты и шубы были только у богатых нанайцев (рис 3). Нанайские старшины носили халаты из шелка высшего качества, специальные шапки и обувь. Одежда этих нанайцев резко отличалась и по материалу и по покрою от одежды всей остальной массы. Во второй половине XIX в. получили некоторое распространение материалы и одежда русского происхождения. Но несмотря на китайское и русское влияние, самобытная одежда нанайцев из рыбьих и звериных кож сохранялась вплоть до Октябрьской социалистической революции. (рис 4)

Существовало несколько видов нанайской национальной одежды — повседневная, праздничная, промысловая, обрядовая и т. д. 

 

 

 1.2   Традиционная женская нанайская одежда

Традиционная одежда нанайцев была разработана в глубокой древности и изменялась на протяжении многих веков. Тип одежды зависит от пола, сезона и назначения: повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, ритуальная, погребальная. В зависимости от типа одежды для ее изготовления употребляется тот или иной материал: рыбья кожа, шкурки пушных зверей, выделанная кожа копытных животных, ткани различных видов, шелк, парча. Зимняя одежда изготавливается из  шкур и меха диких и домашних животных, пуха птиц.

Основные части женской одежды следующие: халат (тэтуэ) с запахивающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и короткие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная часть женского костюма — особого вида нагрудник (лэлу) с металлическими подвесками, который некоторые женщины носили под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом одежду. Женские халаты из ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. (рис 5)

Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Летняя обувь делалась из рыбьей, а зимняя — из звериной, преимущественно кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь эвенкийского покроя. Обувь надевали поверх чулка (доктон) матерчатого (иногда на вате), мехового или кожаного. (рис 6)

Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи,  обычно  орнаментированным.

Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий конус с широким основанием), китайские широкополые соломенные шляпы и пр. (рис 7) Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом — берестяные конусовидные головные уборы. С приходом на Амур русских распространились головные платки.

Женские украшения обычно покупали. Среди них браслеты, в том числе ножные (их надевали маленьким детям в качестве оберегов), кольца и серьги в крыльях носа либо носовой перегородке носили только женщины. (рис 8)

 

  1.3   Традиционная мужская нанайская одежда

Мужчины в праздники и в будни носили халаты из хлопчатобумажной ткани покроя кимоно, с длинными рукавами, широкой левой полой и застежкой на правом боку. (рис9) (рис10) Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой на вате, а под ним – другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу два-три халата. Зимние халаты шили из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, но на меху. (рис 11)

Под халатом народы Амура носили штаны с ноговицами (рис 12),которыеделали из шкур, ровдуги, рыбьей кожи; Концы рукавов халатов в прошлом обматывали нарукавниками (полоской ткани); праздничные нарукавники украшались вышивкой. Одним из необходимых предметов одежды были рукавицы. (рис 13) 

Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи; последние носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов. У мужчин они имели раструб и были длинными. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце.

Обувь у народов Приамурья была двух типов: амурского и тунгусского. Обувь амурского типа шили из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож, а нанайцы и удэгейцы также из ровдуги. Головку этой обуви, закрывавшую всю стопу, шили из одного куска кожи; головки делались разных форм. К верху головки пришивали голенище из другого материала (ткань, рыбья кожа). Обувь тунгусского типа была иной: она имела отдельную подошву, к которой и пришивали голенище. Эту обувь шили из камусов оленей, лосей, изюбров, а также из нерпичьих шкур и ровдуги. (рис 14)

 

2. Изготовление фигурки нанайца

Фигурка мужчины является малой круглой скульптурой и предполагает осмотр со всех сторон. Ее изготовление требует тщательной подготовительной работы. Каждый этап которой анализируется и по результатам следует переход к новому этапу (рис 15)

 

2.1.   Подготовительный этап

Для этого этапа я собирала информацию о культуре нанайского народа. Это этап погружения и осмысления будущего образа. Тщательно и кропотливо изучала одежду женщин и мужчин. Выбирала стиль одежды, собирала образ. Определялась с цветом.

Предварительно был приобретен пластилин разного цвета и приготовлены инструменты для лепки-стеки.

Когда  образ был сформирован, я приступила к изготовлению заготовок для деталей тела. Фигурка является сборной, то есть каждый ее элемент лепился отдельно и собирался в процессе работы. (рис 16)

 

2.2.   Тело, ноги и обувь

На первом этапе соединяем верхнюю часть туловища с нижней. (рис 17) Для ног вначале лепим уги (сапоги)  из двух видов пластилина - коричневого, который имитирует рыбью кожу и оранжевого, похожего на мех. Уги прикрепляем к ногам (рис 18) (рис 19)

 

2.3.   Одежда и голова

Следующим этапом к туловищу прилепляем рукава. (рис 20) Раскатываем тонко пластилин, создавая "выкройку" для туловища. Накладываем её на тело. (рис 21)  Стекой подправила и придала напуск над поясом. Присоединяем голову, сохраняя национальные черты (рис 22), прилепляем черные волосы. У моей фигурки они заплетены в косу по традиции нанайцев. (рис 23)

 

2.4.   Групповая композиция

В мою композицию входят пять фигурок из пластилина: трое мужчин, женщина и собака. Основной задачей было собрать их в единую композицию. Так появилась идея "Посиделок у костра". Группа уютно разместилась вокруг главной фигуры шамана, который увлечённо что-то рассказывает внимательным слушателям. Даже собака с интересом смотрит на него. (рис 19) (рис 20)

 

 

  

 Заключение

Изучив одежду женщин и мужчин нанайского народа создав свою фигурку в традиционном костюме, я выношу решение, что традиционная одежда может послужить основой для создания  в современном мире различных произведений искусства.

Моя гипотеза подтвердилась. Предположим, что исследование национального нанайского костюма, позволяет создать достоверную фигурку из пластилина. Так как в пластилине можно выбирать форму работы, огромный выбор пластических техник, позволяет сделать работу уникальной.  А также способность подобрать способ обработки поверхности пластилина, улучшает качество малой скульптуры.

В ходе своей работы над проектом я рассмотрела основные виды женской и мужской нанайской одежды, выделила основные ее типы. Рассмотрела материалы, применяемые для одежды. А также, создала фигурки нанайских мужчин и женщин, используя полученные знания о культуре этого народа.

В своей работе я использовала основные приемы лепки сборной фигуры и выполнила их с помощью пластилина и стеков.

В ходе работы я постаралась передать не только традиции нанайского народа, но и сделать персонажа максимально интересным, характерным, используя основные приемы создания пластилиновой фигурки.

 

 

 

 

Список литературы

1. http://akmns-khab.ru/нанайцы/-региональная общественная организация  "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края"

2. http://arctika.info/narodyi/narodyi/nanajczyi

3. https://ru.calameo.com/read/00124165615c56f9d8ae7- Мельникова Т.В. Традиционная одежда нанайцев 19-20 вв.

4. https://egyptianwife.ru/faberlik/nanaiskii-nacionalnyi-kostyum-tradicionnaya-odezhda-nogaicev-tradicionnyi.html

5. "Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

6.  А.В. Смоляк «Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем)» Издательство «Наука» Москва, 1966 г. (с. 76-88)

7. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов. Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.

8.  А. С. Киле «Искусство нанайцев. Вышивка, орнамент. Традиции и новации»  ООО «Российский Медиа Альянс»  Хабаровск. 2009 г.

 

 

 

 

 

 

Приложение

(рис 1)



(рис 2)



(рис 3)


 (рис 4)



(рис 5)



(рис 6)



(рис 7)



(рис 8)




(рис 9)                                     (рис 10)



(рис 11)


(рис 12)


(рис 13)

 

 (рис 14)

 
(рис 15)


 (рис 16)


(рис 17)


 (рис 18)


(рис 19)


(рис 20)


 
(рис 21)


(рис 22)
 

 (рис 23)


(рис 24)


(рис 25)


Комментариев нет:

Отправить комментарий